ЮНГ (JUNG) Карл Густав

ЮНГ (JUNG) Карл Густав
(1875-1961) - швейц. психолог. Научную деятельность начал в Цюрихе под руководством Э. Блейлера. С 1906 перешел на позиции психоанализа, став ближайшим соратником Фрейда и популяризатором его учения. Углубляющееся несогласие с некоторыми теоретическими идеями основоположника психоанализа и неудовлетворенность психоаналитическими методами лечения неврозов привели Ю. к необходимости пересмотра ряда постулатов ортодоксального фрейдизма и в конце концов - к личному разрыву с Фрейдом в 1913.

Расхождения Ю. с Фрейдом касались двух принципиальных моментов: роли сексуального начала в психической жизни индивида и трактовки природы бессознательного. Ю. подверг критике пансексуализм Фрейда, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества с помощью концепций Эдипова комплекса и сублимации.

В этой связи Ю. предложил более широкую "энергетическую" трактовку либидо как потока витально-психической энергии. Все феномены сознательной и бессознательной жизни человека рассматриваются Юнгом как различные проявления единой энергии либидо. Неврозы и другие психические расстройства оказываются результатом регрессии либидо, способности поворачиваться вспять под влиянием непреодолимых жизненных препятствий. Такое оборачивание либидо, по Ю., приводит к воспроизведению в сознании больного архаических образов и переживаний. Эти образы в рамках развиваемой Юнгом "аналитической психологии" рассматриваются как первичные формы адаптации человека к окружающему миру. Под этим углом зрения Ю. радикально переосмыслил фрейдовскую концепцию природы бессознательного: согласно Ю., бессознательное включает в себя не только субъективное и индивидуальное, вытесненное за порог сознания,  но прежде всего коллективное и безличное психическое содержание, уходящее корнями в глубокую древность.

Эмпирической базой введения идеи "коллективного бессознательного" была установленная Ю. во время его психиатрической практики схожесть между мифологическими мотивами древности, образами сновидений у нормальных людей и фантазиями душевнобольных. Эти образы - носители коллективного бессознательного - были названы Ю. архетипами и понимались им то как психический коррелят инстинктов, то как результат спонтанного порождения образов инвариантными для всех времен и народов нейродинамическими структурами мозга, то как чистый, формообразующий элемент восприятия, обусловливающий саму его возможность. Однако во всех разнообразных трактовках архетипа у них есть нечто общее: все фундаментальные образы-символы принципиально противостоят сознанию, их нельзя дискурсивно осмыслить и адекватно выразить в языке. Единственное, что доступно психологической науке, - это описание, толкование и незначительная типизация архетипов, чему и посвящена значительная часть сочинений Ю.

При этом наряду с научным раскрытием действительно важных символов человеческой цивилизации (напр., символа мирового дерева), в работах Ю. много символических толкований, не отвечающих требованиям научной рациональности. Осознавая это обстоятельство, Ю. был склонен подчеркивать близость методов аналитической психологии методам искусства, а иногда прямо заявлял об открытом им новом типе научной рациональности. Для решения вопросов о субстанциальной основе существования всеобщих образов-архетипов и о формах их связи с индивидуальной психикой Ю. ссылался на биогенетический закон  Э. Геккеля о повторении филогенетических свойств в онтогенезе отдельного индивида.

Анализируя формы взаимодействия бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики, Ю. выделял две крайности, на его взгляд, равно опасные, и для индивидуального и для социального бытия человека. Первую из них он видел в восточных религиозно-мистических культах, где личностное начало оказывается полностью растворенным в архаической стихии "коллективного бессознательного". Другая крайность выражена, по Ю., научно-практической экспансией европейского Я, где подавляется и искажается коллективно-бессознательная сущность психической жизни человека. Европейская традиция экстравертивного психического существования оказывается, по Ю., наиболее опасной, ибо архетипы все равно "прорываются" в наше сознание, захлестывая и парализуя рациональные структуры человеческого бытия, что и является подлинной причиной и индивидуальных неврозов европейского десакрализованного сознания и распространения в XX столетии новых иррационально-мифологических идей. В противовес этим крайностям, Ю. развивал учение об индивидуальности, т.е. интеграции сознательного и бессознательного начал психики индивида через символическое толкование и субъективное проживание своих архетипических структур. Ценность аналитической психологии он видел в том, чтобы "поставлять" индивидуальному сознанию адекватные истолкования архетипической символики для облегчения процессов индивидуации.

Ю. ввел в научный оборот такие объекты исследования, которые до него (по большей части) квалифицировались европ. научной традицией как заведомо иррациональные: символы мистических учений Востока, алхимические тексты, парапсихологические феномены, учение о карме, метемпсихозе и реинкарнации. Отличительная черта мышления Ю. - переплетение научной строгости и вольных ассоциаций, приверженности эмпирическим методам исследования и готовности сделать из них далеко идущие метафизические и даже мистические выводы. Особенно зримо эти тенденции проявились в поздний период его творчества, когда Ю. обсуждал вопросы о том, какая часть нашей психики продолжает существовать после физической смерти, каков реальный механизм вещих снов и астрологических пророчеств. Онтологической основой решения оккультных вопросов была выдвинутая им идея существования акаузальных синхронных связей, принципиально противостоящих каузальным связям, с которыми всегда имела дело классическая европ. наука. Под синхронной связью Ю. понимал вневременную, значащую связь событий, не связанных причинно. Именно синхронный, а не причинный характер связей определяет, согласно Ю., взаимодействие мозга и психики, материального и идеального. Новую трактовку получили в этой связи и архетипы, которые были наделены самостоятельным существованием, аналогичным "миру идей" Платона, выполняя одновременно функции и первооснов мироздания, и фундаментальных структур психики. Ссылаясь на идею предустановленной гармонии Лейбница, Ю. выводил существование вневременной, синхронной когеренции между физическими событиями и ментальными состояниями.

Влияние взглядов Ю. испытали Т. Манн и Г. Гессе, физики В. Паули и Э. Шрёдингер, историки культуры К. Кереньи и М. Элиаде. Взгляды Ю. стимулировали развитие ряда направлений психологии творчества и психологии личности, а также способствовали становлению "трансперсональной" и "кросс-культурной" психологии.

А.В.Иванов

Избранные труды по аналитической психологии. Цюрих, 1929; Архетип и символ. М., 1991; Зигмунд Фрейд // Юнг К.Г. Собр. соч., Т. 15. М., 1992; Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994; Проблемы души нашего времени. М., 1994; О современных мифах. М., 1994; Психологические типы. СПб., 1995; Ответ Иову. М., 1995; Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996; Дух меркурий. М., 1996; Душа и мир: шесть архетипов. Киев, 1997; Психология и алхимия. Киев, 1997; The Collected Works. V. 1-20. L., 1953-1964; Symbolik des Geistes. Studien uber psychische Phanomenologie. L., 1953; Memories, dreams, reflections. L., Glasgow, 1967.


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ЮНГ (JUNG) Карл Густав" в других словарях:

  • Юнг (Jung) Карл Густав — (1875–1961) швейцарский психолог, психиатр и психоаналитик, основатель аналитической психологии. Защитив в 1902 г. диссертацию «К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов», организовал в Цюрихе экспериментальную лабораторию… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Юнг (Jung) Карл Густав — (26.07.1875 6.06.1961) швейцарский психолог и психиатр. В 1906 1913 гг. работал с З. Фрейдом , в дальнейшем отошел от классического психоанализа. Создал собственную …   Психологический словарь

  • Юнг (Jung) Карл Густав — (1875—1961), швейцарский психолог, психиатр. Основатель «аналитической психологии». В начале 1900 х гг. сотрудник Э. Блейлера в Цюрихе, в 1907—12 один из ближайших сотрудников З. Фрейда. Пересмотр Юнгом основных положений психоанализа… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЮНГ (Jung) Карл Густав — (Jung) Карл Густав (1875–1961), швейц. психолог, психиатр. Основатель аналитич. психологии . В нач. 1900 х гг. сотрудник Э. Блейлера в Цюрихе, в 1907–12 один из ближайших сотрудников З. Фрейда. Пересмотр Ю. осн. положений психоанализа… …   Биографический словарь

  • Юнг (Jung), Карл Густав — (1875 1961)     швейцарский психолог. С 1903 работал в психиатрической клинике Бургхольц в Цюрихе (в 1905 09 гл. врач); здесь в 1904 организовал экспериментальную лабораторию, где разрабатывались методы психиатрической диагностики. В 1905 13… …   Педагогический терминологический словарь

  • ЮНГ (JUNG) Карл Густав — (1875 1961) швейц. психолог и психиатр. Созданная им аналитич. психология оказала значит, влияние на философию и социологию культуры. Ю. пересмотрел основные положения психоанализа (см. Фрейд), расширив понятие либидо до понятия психич. энергии… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ЮНГ (JUNG) Карл Густав — (1875 1961) швейцарский психоаналитик, психиатр, философ культуры. Основатель аналитической психологии. Доктор наук (1902, тема исследования О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов ), профессор университетов в Цюрихе (1933… …   Социология: Энциклопедия

  • ЮНГ (JUNG) Карл Густав — (1875 1961) швейц. психолог и психиатр, создатель «аналитической психологии», реформатор психоанализа Фрейда. Эстетические взгляды Ю. характеризуются десексуализацией психоаналитических представлений о худож, творчестве и иск ве. В отличие от… …   Эстетика: Словарь

  • Юнг Карл Густав — (Young) (1875 1961), швейцарский психолог, психиатр, основатель «аналитической психологии». В 1907 12 один из ближайших сотрудников З. Фрейда; пересмотр Юнгом основных положений психоанализа привёл к разрыву с Фрейдом. Развил учение о… …   Энциклопедический словарь

  • Юнг, Карл Густав — Карл Густав Юнг. ЮНГ (Jung) Карл Густав (1875 1961), швейцарский психолог и философ, основатель “аналитической психологии”. Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (так называемых архетипах) видел источник… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»